cov sВодонапорки как три кита, на которых стоит история тверского водного хозяйства. Речь пойдет о настоящих памятниках водопроводу, которые не просто сохранились в Твери, но в большинстве своем продолжают функционировать. Это водонапорные башни.

Александр ДЫЛЕВСКИЙ

Вы не поверите, но от старой, изначальной, системы тверского водопровода остались три башни, и о каждой поговорим отдельно. Конечно, эти башни выполняли каждая свою функцию и для своей территории, но они объединены одним – все они безусловные памятники водной инфраструктуры дореволюционной Твери.

Башня на Советской

Истории этого здания мы вскользь касались в прежних материалах. Оно первое и главное в нашем повествовании. Построено это здание окончательно предположительно к 1870 году. В подвале разместилась насосная станция с двумя паровыми машинами по 10 лошадиных сил каждая. Машины приводили в движение два насоса мощностью по 50 тысяч ведер в сутки. На первом этаже работала котельная для работающих тут же рядом бань, а наверху расположился водонапорный бак емкостью 8000 ведер (это чуть меньше ста кубометров воды на современный пересчет).

Итак, вода, поступая с водозабора на Волге, направлялась в водонапорный бак с помощью паровой машины и поршневого насоса, отработанный пар нагревал воду для бань.

На известной фотографии можно увидеть это совсем невысокое по сегодняшним меркам здание до надстройки. Тот вид, который мы можем наблюдать сегодня, здание получило в 1927 году. Надстройка в высоту почти в два раза сделала водонапорную башню на нынешней Советской не просто в разы мощнее (вода оттуда могла подаваться на верхние этажи домов), но и красивее. Здание превратилось действительно в башню, причем промышленная архитектура ее фасадов придала этому отрезку улицы Советской, застроенной большей частью купеческими домами, неповторимое настроение смены эпох. Спрятанная как будто во дворе, башня и сегодня является важной, но не превалирующей доминантой центра города.

В 2000 году на башне силами работников тверского водоканала и краеведов была повешена памятная табличка в честь 135-летия предприятия. Сегодня, как это ни парадоксально, символ тверского водопровода не функционирует, здание наглухо закрыто. Непонятен и статус башни: является она объектом культурного наследия или нет. Должна ведь являться по всем законам логики, но в реальности… Проданное в частную собственность здание башни находится в обшарпанном виде и служит сегодня разве что площадкой для усилителей сигналов сотовой связи. Во многом это и символ отношения к памятникам в Твери. В Санкт-Петербурге, например, в первой водонапорке города сегодня расположен огромный современный музейный комплекс, посвященный водной тематике. У нас же заперто…          

Башня на вокзале

Водонапорная башня на железнодорожной станции Тверь имеет отношение к тверскому водопроводу, казалось бы,vokzal s
косвенное. Все-таки крупная станция 1-го класса должна иметь собственное водное хозяйство. Так и есть. Однако появление этого хозяйства было напрямую связано с городским водопроводом, а именно с тем, что невозможность подключиться к городским сетям сподвигло руководство заниматься организацией собственного водоснабжения. Интересно почитать описание состояния Николаевской железной дороги к началу 1886 года. «Необходимо устроить водоснабжение станций Тверь и Москва, так как вода, доставляемая теперешними источниками, содержит много примесей, имеет дурной запах и невозможна для употребления  в пищу. В паровозных котлах она образует осадки и накипи и потому для котлов она тоже мало пригодна.

Станция Тверь снабжается водой весьма дурного качества из болотистой реки Тьмаки, на которой расположены, кроме того, заводы, загрязняющие воду, поэтому снабжение водой станции Тверь из реки Волги является вопросом весьма важным как в гигиеническом отношении, так и для сохранения паровозных котлов и уменьшения расхода топлива.

Город Тверь имеет водопровод из реки Волги, и станция могла бы быть снабжена водою из городского водопровода, но предварительные переговоры по этому вопросу указали на такую дороговизну городской воды, что едва ли не будет выгоднее Николаевской дороге сделать собственный водопровод из Волги примерною стоимостью 42 000 руб.».

Напомним, что находящийся в руках европейских концессионеров тверской водопровод был чрезвычайно дорог не только для железной дороги, но и для городских властей и для самих потребителей.

Кирпичная водонапорная башня, которая и сегодня гордо стоит в Твери на улице Железнодорожников входит в комплекс зданий станции. Она построена по типовому проекту 1890-х гг., и в Тверской области подобных сооружений было и остается три: в Твери, Вышнем Волочке и Лихославле. Такая же башня во время войны была разрушена в Клину. Башня в Твери сегодня работает и снабжает водой весь близлежащий район. К слову, является объектом культурного наследия.

vagon s
Башня на вагонном 

Водонапорная башня-красавица на территории вагоностроительного завода относится тоже к числу типовых проектов, и, конечно, она «побюджетнее» башни на станции, но уже тот факт, что после массированных бомбежек вагонного завода во время войны здание с деревянным вторым этажом даже не пострадало, вызывает трепетное уважение к его историчности. Обычному человеку башню не увидеть, она расположена на территории предприятия в комплексе исторического «ядра» завода: котельного цеха, лаборатории и собственно башни. Вспоминая снова о дороговизне тверской воды в конце XIX века, городские власти бросили все силы на бурение артезианских скважин, и первая была пробурена в 1901 году на северо-западной окраине Твери; вероятно, именно она предназначалась для нужд вагонного завода. Пусть эта башня будет памятником той скважине.

К слову, в списки объектов культурного наследия здание водонапорки внесено вовсе не за архитектурные или инженерные достоинства, хотя полностью заслуживает быть в этом отмечена, а за революционность. Именно в здании башни собирались первые подпольные заседания советов вагоностроителей, как пишет литература, «здесь же хранилась литература и газеты, сюда приходили представители от цехов». На башне и сегодня висит памятная табличка, напоминая о тех, уже кажущихся фантастическими, временах.

Башня содержится предприятием в рабочем состоянии и в порядке, зимой, как полагается, отапливается. Был даже проект ее реставрации, но по понятным финансовым причинам он отложен на неопределенный срок. Сюда же, в эту башню, многие поколения вагонников бегали за кружкой воды, называя это «святой источник». Эта (а может, другая) кружка и сегодня висит на кране. Открывай, пей.

Деревянный сруб второго этажа, где расположены баки, ремонтировали в советское время – стягивали, чтобы не рассыпался. Вокруг здания едва ли не на полметра вырос культурный слой, но вода здесь остается, как остается и работает частично дореволюционная трубная «начинка» внутри башни.

Вот такие три кита тверской воды. Уже в советское время в Твери и потом – Калинине выросли многочисленные водонапорки, чем крупнее было предприятие, тем выше поднималась башня. Модернизация сетей, движение навстречу новым технологиям и новым подходам к добыче и транспортировке воды укрепляло водное хозяйство нашего города, делало его одним из самых сильных в стране.

Фото автора и из архива Павла ИВАНОВА и Александра СЕМЁНОВА